Кохлеарная имплантация – что это такое у детей?

Содержание
  1. Кохлеарная имплантация
  2. Что нужно знать о кохлеарной имплантации 
  3. Возможности программы лечения частичной глухоты
  4. Результаты инновационной медицинской техники
  5. Спустя 12 лет после кохлеарной имплантации — история Полины
  6. С чего всё началось
  7. Операция кохлеарной имплантации и осложнения
  8. Реабилитация и школа
  9. Поделитесь и вы своей историей:
  10. Что такое кохлеарная имплантация?
  11. Отбор пациентов
  12. Подготовка к операции
  13. Установка кохлеарного импланта
  14. Реабилитационный период
  15. Возможные осложнения
  16. Что значит быть мамой ребёнка с кохлеарным имплантом
  17. В конце концов я стану профи
  18. Взрослые люди могут разглядывать его, так как он выглядит необычно
  19. Меня всегда критикуют
  20. Я сделала правильный выбор
  21. Мой ребёнок не отстаёт в развитии от сверстников
  22. Кохлеарная имплантация – что это такое, кому и как проводят операцию?
  23. Что такое кохлеарная имплантация у детей?
  24. Нарушения слуха – классификация
  25. Кохлеарная имплантация – противопоказания
  26. Как делают кохлеарную имплантацию?
  27. Виды кохлеарных имплантов
  28. Реабилитация после кохлеарной имплантации
  29. Работа с детьми после кохлеарной имплантации
  30. В чем разница между слуховыми аппаратами и кохлеарными имплантами
  31. Слуховые аппараты
  32. Виды слуховых аппаратов
  33. Показания к применению слуховых аппаратов
  34. Слуховые аппараты костной проводимости
  35. Виды костной проводимости
  36. Кохлеарные импланты
  37. Показания к кохлеарной имплантации

Кохлеарная имплантация

Кохлеарная имплантация – что это такое у детей?

В настоящее время рождается около 1-2% детей с различными нарушениями слуха. На 1000 новорожденных приходится 3-4 младенца с диагнозом «сенсоневральная тугоухость 4-й степени».

Однако снижение слуха возможно в любом возрасте — из-за травм, воспалительных заболеваний, приема препаратов с ототоксическим действием. С возрастом происходит естественное ухудшение слуха. Резкий рост обращений с жалобами на тугоухость отмечается у пациентов начиная с 50 лет.

Глухота резко снижает качество жизни. Тяжелая тугоухость нередко приводит к социальной паранойе, немотивированной агрессии и депрессии. У детей возникают трудности с освоением речи в частности и с общим развитием в целом. Кохлеарная имплантация решает эти проблемы и помогает пациентам вести обычную жизнь: учиться, работать, легко общаться с окружающими.

Что нужно знать о кохлеарной имплантации 

Кохлеарная имплантация — это протезирование слуха методом вживления в улитку внутреннего уха электродов, которые принимают на себя функции рецепторов внутреннего уха (волосковых клеток). Эти клетки являются рецепторами-передатчиками биоэлектрических сигналов непосредственно в мозг, благодаря чему возникает ощущение звука.

Кохлеарный имплант дает возможность коммуникации с окружающим миром, что, естественно, отражается на качестве жизни. Иногда протезирование является единственной возможностью вернуть человека в мир звуков.

Решение о кохлеарной имплантации в принимается на основании диагностики. Неоспоримым показанием является 2-сторонняя сенсоневральная глухота на уровне более 95 дБ. Показания для кохлеарной имплантации этим не ограничиваются.

[attention type=yellow]

Например, в случае частичной глухоты уже в течение многих лет применяется метод PDT, который был разработан профессором Скаржиньским.

[/attention]

Данный метод применяется в том случае, когда пациент не слышит на высоких частотах, а на низких слух в норме или немного снижен. Поговорим о нем подробнее.

Возможности программы лечения частичной глухоты

Программу лечения частичной глухоты (Partial Deafness Treatment, PDT) разработал профессор Хенрик Скаржиньски специально для пациентов, которые не слышат звуки на средних и высоких частотах. Они жалуются на большие трудности с пониманием речи и повседневным взаимодействием с окружающей средой.

Способ лечения частичной глухоты по методу Скаржиньского — это шанс для миллионов людей вернуть полностью функциональный слух и нормальную жизнь. Вот почему это, несомненно, одно из величайших достижений современной науки и медицины.

Принцип лечения частичной глухоты по методу Скаржиньского основан на дополнении остаточного естественного слуха в низкочастотном диапазоне так называемым электрическим слухом, который создается благодаря вживлению системы кохлеарного импланта.

Во время операции капсула импланта размещается в височную кость, а электрод импланта вводится специальным безопасным образом во внутреннее ухо (улитку). Наружная часть системы кохлеарного импланта — речевой процессор, который пациент носит за ухом, преобразует звук в электрические микроимпульсы и передает их посредством электромагнитных волн через кожу в имплантированный электрод.

Происходит электрическая стимуляция окончаний слухового нерва и передача информации в кору головного мозга, где она воспринимается как слуховые ощущения.

Ключевой момент операции — введение электрода в часть улитки с поврежденными слуховыми клетками, отвечающими за обработку средних и высоких частот. Области уха, которые воспринимают только низкие частоты, остаются незатронутыми.

Результаты инновационной медицинской техники

Первые работы на эту тему были представлены профессором Хенриком Скаржиньским в 1997 году на конференции в Нью-Йорке. С 2002 года он выполняет операции при классических случаях частичной глухоты, когда пациент слышит до 750-1000 Гц. Последние 10 лет категория пациентов расширилась и охватила больных со слухом до 1500 Гц. Профессор ведет прием в Центре Слуха и Речи «Мединкус» (Польша).

В течение более десятка лет регулярные операции по восстановлению слуха в Польше транслируются «в прямом эфире» в рамках глобальной сети телемедицины и во время конференций в Европе, Азии и Южной Америке.

[attention type=red]

Сохранение естественного слуха и совмещение его со слухом, полученным в результате установки импланта и электростимуляции, стало возможным благодаря разработке хирургической техники «Шесть шагов по методу Скаржиньского».

[/attention]

Она позволяет вводить электрод минимально инвазивным способом без риска повреждения здоровой части улитки.

Сочетание сохраненного собственного акустического и электрического слуха дает удивительно хорошие результаты.

Пациенты, которые воспринимали всего несколько процентов звуковой информации, после лечения имеют слух, который позволяет им свободно общаться с другими людьми, разговаривать по телефону, получать удовольствие от прослушивания музыки и даже развивать собственные музыкальные таланты, например, играть на любимом инструменте или создавать мелодии. 

Некоторые бывшие пациенты получают профессиональные музыкальные навыки. Яркое тому доказательство — их выступления на Международном фестивале «Ритмы улитки», который был создан по инициативе профессора Хенрика Скаржиньского и недавно отметил свой 5-летний юбилей.

Источник: https://www.topmedclinic.com/zabolevaniya/otolaringologiya/koxlearnaya-implantacziya.html

Спустя 12 лет после кохлеарной имплантации — история Полины

Кохлеарная имплантация – что это такое у детей?

История Полины удивительна тем, что её родители, Надежда и Денис, решились на операцию кохлеарной имплантации в 2003 году.

Информации о ней в то время было совсем мало, сурдопедагоги ещё не знали, как реабилитировать детей после операции, а хирурги только набирались опыта. Несмотря на все сложности, Надежда, мама Полины, не жалеет о решении.

Полине уже почти 14 лет, она занимается фигурным катанием, много ездит на соревнования и даже ведёт свой канал.

С чего всё началось

Кохлеарную имплантацию моей дочке Полине сделали в 2003 году, когда ей было 1,9 года.

Полина родилась 14.02.2002. Во время беременности на сроке девяти недель я переболела краснухой. Известно, что этот вирус в 99% случаях даёт патологию у плода, в основном глухота, слепота, порок сердца, микроцефалия. Поэтому мы были готовы к тому, что у ребёнка могут быть проблемы со слухом.

С самого рождения Полины мы стояли на учёте у многих специалистов, в том числе у сурдолога. До года 4 раза делали аудиограмму, и нам говорили, что всё в порядке, а в 1,3 года нас посмотрел сурдопедагог и поставил диагноз «двусторонняя нейросенсорная глухота».

Мы жили в Самаре и сразу решили, что нужно поехать на консультацию в Москву, нашли адрес Центра аудиологии и слухопротезирования и записались на повторное обследование. В мае 2003 года нам окончательно подтвердили диагноз и предложили новый на тот момент метод — кохлеарную имплантацию.

Сказали, возраст у дочки подходящий, написали, какие обследования нужно пройти, и встать на очередь, подобрали мощные слуховые аппараты, чтобы носить до операции. Мы прошли консультацию сурдопедагога, получили задания и уехали домой заниматься и ждать очереди.

Операция кохлеарной имплантации и осложнения

[attention type=green]

В 2003 году было очень мало информации про кохлеарную имплантацию, мы нашли контакты двух взрослых проимплантированных девушек из Эстонии и США.

[/attention]

Они недавно перенесли операцию и рассказали нам, что они чувствовали, когда им подключили процессор, сама операция у них прошла легко и без осложнений.

Также мы нашли центр в Самаре и стали заниматься с сурдопедагогом, нашли частного сурдопедагога, которая занималась по системе Леонгард. За полгода мы так и не добились реакции на звуки в аппаратах, и, когда в октябре нас вызвали на операцию, сомнений не было.

[attention type=green]

В 2003 году было очень мало информации про кохлеарную имплантацию, мы нашли контакты двух взрослых проимплантированных девушек из Эстонии и США.

[/attention]

Нас прооперировали 13 ноября 2003 года, а выписали окончательно 12 февраля 2004. Почти три месяца мы провели в больнице. После первой и основной имплантации у дочки разошёлся шов, Полина была очень маленькая, маленькая голова, а опыта проведения кохлеарной имплантации маленьким детям на тот момент в России было совсем мало.

Как нам объяснили, шов прошёл в плохо питаемой зоне и разошёлся на месте пластины, на голове образовалась рана размером 1,5 на 1,5 см, которая оказалась инфицирована. Сначала Полине высушивали рану, лечили, промывали, пробовали зашивать, но, к сожалению, пошла гематома, опять лечили.

Через два месяца, когда загноение прошло, нам сделали повторную операцию, имплант не извлекали, но переместили пластину и сделали пересадку кожи на этом месте. После этого всё было хорошо. Было большим облегчением, когда Полине сняли швы, и мы увидели, что всё срослось.

Тогда мы вздохнули с облегчением — наконец-то это закончилось, ведь за время осложнений было и переливание крови, и даже лечение пиявками.

Реабилитация и школа

Через месяц, когда Полине было 2,1 года, нам начали подключать речевой процессор. Это делали очень постепенно. В течение трёх месяцев мы жили в Москве и ездили на подключения и занятия к сурдопедагогу. Процесс проводили так долго, чтобы не напугать ребёнка звуками.

Начинали с еле слышных звуков. Когда Полина услышала первые звуки, она начала улыбаться. Дискомфорта не было. Дальше мы примерно на месяц, три раза в год приезжали на подключение и реабилитацию. Нам давали задания, и мы уезжали домой.

[attention type=yellow]

В Самаре я поступила на дефектологическое отделение педагогического университета по специальности «сурдопедагог» и сама занималась с дочкой — это был 2004 год, педагоги ещё ничего не знали о детях с кохлеарными имплантами и работе с ними.

[/attention]

Также консультировалась со специалистами, а Полину мы отправили в массовый детский сад.

В 2007 году мы переехали в Москву, чтобы продолжить реабилитацию в Москве и попасть в массовую школу.

В школу брать нас сначала очень боялись — не было никакого опыта, боялись за процессор. Мы подписали бумаги, что вся ответственность на нас. Каждый день после школы учитель рассказывала мне, чем они занимались на уроках и мы всё повторяли и учили дома.

Тогда же в 7 лет она начала заниматься фигурным катанием и к 3 классу нас взяли в СДЮСШОР, поэтому основное время стало уходить на тренировки. С 5 класса Полина на индивидуальном обучении, так как тренировки, соревнования часто бывают в школьное время.

Многие дети-спортсмены учатся в экстернате, а у нас есть возможность учиться надомно, и мы пользуемся этой возможностью.

Спорт занял основное место в жизни Полины, она очень любит кататься, было время, когда приходилось вставать на тренировки в 4 утра, а в6 уже выходить на лёд, и она ни разу не сказала «не хочу».

Мы не жалеем, что решились на кохлеарную имплантацию. Да, было очень сложно: и операция прошла тяжело, и непонятно было, как реабилитировать таких детей — в Самаре Полина была первым ребёнком с кохлеарной имплантацией.

Это сейчас не нужно ездить на настройки в Москву, и настройки уже не длятся по три месяца, и специалисты научились операции делать, и методика отработана, а тогда мы были как первопроходцы:) Но это была наша единственная надежда на нормальную жизнь глухого ребёнка, и мы ею воспользовались.

[attention type=red]

Мы не жалеем, что решились на кохлеарную имплантацию. Это была наша единственная надежда на нормальную жизнь глухого ребёнка.

[/attention]

Сейчас, глядя на Полину, которую мы социализировали и реабилитировали, насколько могли, мы ни о чём не жалеем.

Через месяц Полине будет 14 лет, она уже почти девушка, а я помню, как было страшно за ее будущее, когда она была совсем малышкой, как переживали за школу, за друзей, как она будет… Полину всегда растили, не делая акцента на то, что она особенный ребёнок, у неё нет комплексов, она нормально относится к вопросам о её глухоте.

Старались и стараемся ей дать всё что можем, много путешествовать, заниматься спортом, она отлично катается на горных лыжах. Сейчас могу сказать, что всё преодолимо, в этой жизни всё дается по силам, раз нам дан такой ребёнок, то мы точно справимся.

Cochlear и наши счастливые семьи — видео с нашими замечательными детками и их родителями.
История Лизы и Жени — двух сестёр, которых мы сначала встретили перед операцией, а потом навестили при подключении.
История Даши Шумиловой. Даша потеряла слух во взрослом возрасте. В статье она рассказывает, каково это — слышать вновь.

Поделитесь и вы своей историей:

Ваша история поможет людям, которые столкнулись с теми же трудностями, что и вы. Оставьте свои данные в верхней форме справа и поделитесь своим опытом.

Источник: http://eu-max.ru/blog/polina-afanasieva/

Что такое кохлеарная имплантация?

Кохлеарная имплантация – что это такое у детей?

Кохлеарная имплантация – это хирургическое восстановление слуха, в ходе которого в улитку внутреннего уха устанавливается специальный прибор. Он стимулирует сохранные структуры слухового нерва, что способствует восприятию звуков.

Нейросенсорная тугоухость является основным показанием для кохлеарной имплантации, поскольку она характеризуется серьёзными повреждениями тканей улитки. Установленный имплант способен восстановить полностью отсутствующий или утраченный слух.

Кохлеарный имплантат вживляется в зону за ухом. Электродами он соединяется с улиткой. Принцип работы слуховых аппаратов и имплантов полностью отличается. СА усиливают звуки, а КИ заменяет повреждённые рецепторы улитки. Имплант обеспечивает доставку звуковой информации непосредственно к слуховому нерву при помощи электрической стимуляции.

Отбор пациентов

Кохлеарная имплантация возможна не во всех случаях. Специалистами выделяется ряд факторов, оказывающих влияние на успешность вмешательства. Операция рекомендована пациентам:

  • при нейросенсорной тугоухости;
  • при кратковременной потере слуха около 70 дБ;
  • при отсутствии абсолютных противопоказаний;
  • с сохранёнными функциями слухового нерва;
  • с развитыми речевыми навыками.

Важно помнить, что кохлеарная имплантация при длительной потере слуха может дезориентировать пациента. Это связано с тем, что участок головного мозга, который отвечает за обработку звуковой информации, не подготовлен к подобным нагрузкам. Поэтому, как правило, пожилым людям подобные операции не проводят. Адаптация может занять слишком длительное время и не дать ощутимых результатов.

Подготовка к операции

Перед установкой кохлеарного имплантата пациенты проходят стандартную предоперационную подготовку. Также им назначают:

  • расширенную аудиологическую проверку для подтверждения диагноза;
  • компьютерную томографию височной зоны для разработки плана выполнения оперативного вмешательства;
  • консультацию с педагогом для определения объёма и формирования программы реабилитации.

В некоторых случаях перед вживлением кохлеарного аппарата назначаются дополнительные тесты и консультации со смежными врачами (неврологом, психоневрологом и так далее). На основании обследования специальной комиссией принимается решение о возможности проведения операции.

Установка кохлеарного импланта

Операция по имплантации аудиопротеза проводится под наркозом. Как правило, она занимает около 6 часов. Процедуру можно разделить на несколько этапов:

  • нанесение разметки на зону за ухом и определение месторасположения кохлеарного имплантата;
  • выполнение небольшого разреза для доступа к сосцевидному отростку и среднему уху;
  • создание углубления в костной ткани, размещение и фиксация импланта;
  • выполнение отверстия в ушной улитке для подключения электродов аудиопротеза;
  • размещения электрода в непосредственной близости от ганглионарных клеток;
  • проверка электрического устройства;
  • наложение швов на послеоперационную рану.

После операции пациент нуждается в уходе. До выхода из наркоза его состояние контролируется врачами.

Реабилитационный период

Процессор КИ подключается спустя 4-5-6 недель после оперативного вмешательства. На этом этапе важно правильно настроить аппарат, чтобы пациент мог комфортно слышать и обрабатывать информацию, а также не испытывать какого-либо дискомфорта.

Реабилитационная программа разрабатывается в каждом случае индивидуально. Помимо пациента в ней участвует аудиолог и сурдопедагог.

После подключения процессора пациенту рассказывают, что такое кохлеарный имплантат, как он будет работать, какие самостоятельные упражнения следует выполнять и проводят первичную восстановительную сессию. Объём занятий и дополнительный настроек устройства зависят от конкретного пациента.

Однако абсолютно всем пользователям имплантов рекомендуются регулярные восстановительные сессии в течение двух лет. В дальнейшем их количество будет снижаться. Однако тестировать имплант необходимо не менее раза в год.

Возможные осложнения

Кохлеарная имплантация является полностью безопасной процедурой при должном опыте и квалификации специалистов. Но в некоторых случаях пациенты сталкиваются с осложнениями. Операция может привести к:

  • повреждению структур лицевого нерва;
  • головным болям;
  • звону в ушах;
  • потере координации и головокружениям;
  • болезненности в области внутреннего уха.

Важно подойти к выбору кохлеарного аппарата и специалиста с большой ответственностью.

Вам также будет интересно

Источник: https://melfon.ru/stati/chto-takoe-kohlearnaya-implantatsiya

Что значит быть мамой ребёнка с кохлеарным имплантом

Кохлеарная имплантация – что это такое у детей?

Прошёл год с момента активации кохлеарного импланта моего сына и меня переполняют эмоции, когда я думаю о том, чего достиг Трентон в свои 2,5 года. 

Каждая мама, у которой есть ребёнок с особыми потребностями, знает, насколько это непросто – растить такого ребёнка. На протяжении всего этого времени, каждого тестирования, сбора документов на оказание медицинской помощи, исследований, установки импланта, активации, настроечных сессий, я внутренне росла вместе с моим сыном, эмоционально и умственно. И вот чему я научилась, будучи мамой ребёнка с кохлеарным имплантом:

Кохлеарная имплантация – удивительная технология

Я много слышала о кохлеарных имплантах и немного знала о принципе их работы ещё до того, как у Трентона обнаружилась потеря слуха. Я была экспертом? Вовсе нет.

До тех пор, пока мой сын не прошёл свою первую активацию в офисе сурдолога, я не понимала, насколько замечательны эти устройства. Это как мессенджер прямо в голове, который передаёт информацию из внешнего мира в мозг.  По сути это роботизированное ухо.

Я начала понимать всю прелесть этой технологии, когда начала развиваться способность Трентона слышать и понимать звуки.

В конце концов я стану профи

Знания о кохлеарной имплантации даются мне не просто. Я всё ещё учусь понимать тонкости этого оборудования: как обращаться, какие дополнительные кабели могут использоваться вместе с ним и т.д.

Это действительно процесс обучения для родителей, такой же сложный, как и для ребенка. Сурдолог Трентона объяснил мне, что даже врачи не знают всё о кохлеарной имплантации, как и мы.

И что нам, наверное, придётся учиться в течение всей жизни, ведь когда обновления становятся доступными, делается новая настройка устройства и его мозг тоже вынужден перенастраиваться.

Взрослые люди могут разглядывать его, так как он выглядит необычно

Это один из самых сложных моментов нашей жизни.  Я не могу вспомнить ни одного раза, когда я пошла бы куда-либо с Трентоном и нас никто не разглядывал. Действительно тревожит то, что делают это в основном взрослые, а не дети. Я понимаю, что людям любопытно. Есть вопрос? – Спрашивай! Мне несложно ответить.

Но зачем так разглядывать моего ребенка? Пожалуйста, не надо так делать. Взрослые люди должны быть достаточно мудры, чтобы открыть рот и задать вопрос, если им это нужно для самообразования.

К сожалению, в прошлом году я встретила всего 3 взрослых, которые спросили меня о том, что это у Трентона на голове, а не разглядывали его как экспонат в музее.

Меня всегда критикуют

Одним из моих наибольших страхов при принятии решения о кохлеарной имплантации было отрицательное мнение о ней сообщества глухих. У нас есть глухой родственник, который долго меня отговаривал и когда я сказала,что мы всё равно сделаем этот шаг, очень обиделся.

Проведя небольшое исследование, я обнаружила,что большинство членов глухого сообщества против кохлеарной имплантации. В конце концов, я решила, что мы его родители и мы должны самостоятельно решить, что лучше для нашего ребёнка.

В случае принятия любого решения нас бы раскритиковали, и мы не стали пытаться угождать людям.

Я сделала правильный выбор

Сейчас я уверена в том, что я сделала верный выбор. Весь прошлый год стал для нас замечательным путешествием, состоящим из взлётов и падений. И вот, после всех препятствий, которые нам пришлось преодолеть, я чувствую бесконечное счастье.

Я понимаю, что мы открыли для него дверь в счастливое будущее, в котором он сам сделает свой выбор. Если он решит продолжить носить свой имплант, то я буду очень рада. Если он решит стать глухим и использовать язык жестов как постоянную форму коммуникации, то я поддержу его и в этом.

Я рада, что мы дали Трентону лучшее от обоих миров и шанс выбрать между ними, будучи взрослым.

Мой ребёнок не отстаёт в развитии от сверстников

Меня ужасно пугал тот факт, что Трентон отставал от других детей своего возраста в развитии, потому что ему не активировали кохлеарный имплант до 18 месяцев. Сейчас, хотя он отстаёт в речи, он демонстрирует невероятный прогресс в других областях.

Он знает уже более 50 знаков жестового языка, он также распознаёт и показывает буквы алфавита, цвета и формы предметов. Для ребёнка 2,5 лет это весьма неплохой результат. Из-за отсутствия у него слуха в его ранней жизни, визуальная осведомленность Трентона поражает меня.

Он играет и учится, как и любой другой ребенок; он просто пока не может вам рассказать всё сам.

Автор блога Эми – общественный деятель, защитник прав детей с кохлеарными

имплантами и мама Трентона


Источник: https://www.tosha.ru/info/articles/chto-znachit-byt-mamoy-rebyenka-s-kokhlearnym-implantom/

Кохлеарная имплантация – что это такое, кому и как проводят операцию?

Кохлеарная имплантация – что это такое у детей?

Проблемы со слухом – патология, накладывающая отпечаток на качество жизни. Особенно тяжело переживают это нарушение дети, и без того сталкивающиеся с непониманием взрослых, неумением выражать свои мысли. Выходом из подобной ситуации является кохлеарная имплантация: что это такое, как она проводится – родители узнают от специалиста.

Что такое кохлеарная имплантация у детей?

Термин данной процедуры происходит от названия самого прибора. Кохлеарный имплантат – что это такое, как он выглядит и как работает – частые вопросы родителей, чьи дети нуждаются в коррекции слуха.

Данный прибор представляет собой небольшой передатчик звуковых волн, который устанавливается непосредственно в область улитки внутреннего уха.

Этот небольшой механизм осуществляет стимуляцию структур слухового нерва, что улучшает восприятие звука.

Механизм процессора воспринимает звуки следующим образом:

  1. Процессор анализирует улавливаемые звуки, производит из кодировку в последовательность электрических импульсов.
  2. Передачик посылает импульсы через поврежденную улитку непосредственно импланту.
  3. Имплант передает коды слуховому нерву.
  4. От слухового нерва информация направляется в слуховой центр головного мозга, который воспринимает полученные сигналы как звук.

Нарушения слуха – классификация

Разобравшись, зачем проводится кохлеарная имплантация, что это такое за процедура, рассмотрим нарушения, при которых ее используют.

Существующие нарушения слуха принято разделять на 2 типа слуховой недостаточности: тугоухость и глухота. Первое –нарушение с затруднениями в восприятии речи и процесса ее самостоятельного освоения.

При этом остается возможность овладения ограниченным запасом слов. В зависимости от степени снижения слуха, выделяют 3 степени тугоухости:

  • 1 степень – снижение слуха в пределах 50 дБ;
  • 2 степень – потеря слухового диапазона в границах 50–70 дБ;
  • 3 степень – превышает 70 дБ.

Вторым типом нарушения слуха является глухота. Эта патология сопровождается отсутствием возможности самостоятельного овладения речью: спонтанное формирование речи, характерное для детей, полностью отсутствует. В зависимости от объема воспринимаемых частот различают 4 группы глухих:

  • 1 группа – лица, воспринимающие звуки низкой частоты – 125–250 Гц;
  • 2 группа – дети, различающие звуки до 500 Гц;
  • 3 группа – ограниченное восприятие звуков частотой до 1000 Гц;
  • 4 группа – дети с возможностью восприятия звуков в широком диапазоне, выше 2000 Гц.

Кохлеарная имплантация – противопоказания

Имплантация слухового аппарата при нарушении слуха является отличным методом избавления от недуга. Однако данная операция имеет ряд противопоказаний:

  • облитерация улитки (полная или выраженная частичная);
  • поражение слухового нерва;
  • отрицательные результаты промонториального теста;
  • сопутствующие тяжелые заболевания: хроническая почечная недостаточность, декомпенсированные пороки сердца;
  • очаговые патологии подкорковых структур или коры головного мозга.

Как делают кохлеарную имплантацию?

Кохлеарная имплантация уха – сложный комплекс хирургических мероприятий.

Он включает в себя не только операцию по установке специального импланта, но и мероприятия по реабилитации ребенка после хирургического вмешательства.

Данный этап вызывает много трудностей, так как требует постоянного непрерывного участия родителей и родственников. После операции ребенок словно учится говорить заново.

Виды кохлеарных имплантов

Используемые в современной медицинской практике кохлеарные импланты нового поколения различаются особенностью устройства и методом установки. В зависимости от этих параметров, принято выделять следующие виды кохлеарных имплантов:

  1. Импланты, устанавливаемые в среднее ухо. Примером такого типа устройств является Vibrant Soundbridge. Предназначен аппарат преимущественно для взрослых, со степенью потери слуха от слабой до выраженной. Отличные результаты показывает при смешанной тугоухости (аномалии внутреннего уха, отосклероз, состояние после хронического отита).
  2. Импланты костной проводимости (аппарат Baha). Аппарат фиксируют на кости в заушном пространстве. При этом звук проходит через кость до внутреннего уха, в обход слухового прохода.Тип установки выбирается индивидуально (на титановом импланте, на эластичной повязке, на магните).
  3. Электроакустическая стимуляция (система Hybrid). Система рассчитана на пациентов с тяжелой степенью потери слуха, вплоть до глухоты на высоких частотах.
  4. Стволовые импланты. Данный метод лечения является инновационным и дорогостоящим, поэтому применяется редко. Суть его заключается во вживлении матрицы электродов импланта не в улитку, а в слуховой анализатор ствола головного мозга.

Реабилитация после кохлеарной имплантации

Проведенная кохлеарная имплантация (что это такое – описано выше) не позволяет детям сразу слышать, различать звуковые сигналы и использовать речь. Перенесших операцию кохлеарной имплантации приходится длительное время обучать распознаванию новых звуковых сигналов. После проведения первой настройки аппарата дети нуждаются в помощи по развитию слухового восприятия и речи.

Весь процесс реабилитации детей, перенесших кохлеарную имплантацию (что это такое за процедура и как проводится – мы уже выяснили) можно разделить на следующие этапы:

  1. Обучение ребенка восприятию и распознаванию окружающих звуков.
  2. Развитие слухового восприятия.
  3. Общее развитие ребенка (моторика, невербальный интеллект, память, моторика, внимание).
  4. Психологическая помощь ребенку и его близким.

Работа с детьми после кохлеарной имплантации

Реабилитация детей после кохлеарной имплантации – длительный и сложный процесс. Основной задачей такого типа работы является развитие восприятия слуховых сигналов с помощью импланта.

Само устройство помогает ребенку возможность слышать, но понимание речи и восприятие окружающих звуков – более сложные процессы.

Родители вынуждены всегда сопровождать ребенка, чтобы учить выделять в слышимых звуках важные признаки, узнавать изолированные слова.

[attention type=green]

Дети после кохлеарной имплантации постепенно начинают узнавать изолированные слова и слова в слитной речи, понимать смысл слышимых высказываний и обращенной к ним речи.

[/attention]

Реабилитационные мероприятия должны проводиться в домашних условиях и включать в себя обучение следующим аспектам:

  • обнаружение наличия/отсутствия звуков;
  • различение голоса человека и бытовых сигналов;
  • определение различных характеристик звуков (интенсивность, длительность, высота);
  • различие и опознавание отдельных звуков речи, (интонация, ритм), фонемных признаков (твердость/мягкость, место артикуляции и др.);
  • понимание слитной речи;
  • понимание речи и распознавание бытовых звуков в условиях помех.

Слуховой аппарат – кохлеарный имплант – может использоваться длительное время. Однако и это устройство требует периодической настройки и замены.

Полная смена аппарата на аналогичный проводится спустя 5 лет после установки. При этом операция на замену устройства планируется заранее.

Пациент приходит а назначенный день и время, после чего его тщательно обследуют и принимают решение о возможности проведения замены устройства.

Буллезный эпидермолиз – можно ли вылечить болезнь бабочки у человека? Буллезный эпидермолиз – это редкое заболевание, которое может иметь врожденный или приобретенный характер. Существует несколько подтипов болезни, отличающихся клинической картиной. Для поддержания состояния назначается симптоматическое лечение.Синдром Прадера-Вилли – генетическая патология, сопровождающаяся гипотонией и увеличением веса. Нередко маскируется под ожирение, поэтому родители не придают значения повышенному аппетиту детей. Отсутствие терапии может привести к гибели пациента.
Болезнь Помпе – генетическая патология, связанная с нарушением расщепления гликогена. Накопление этого вещества в организме вызывает увеличение массы тела. При прогрессировании патологии наблюдается поражение скелетных мышц, что приводит к гипотонии. Синдром Аксенфельда-Ригера – можно ли сохранить зрение ребенку? Синдром Аксенфельда-Ригера – генетическая патология, сопровождающаяся ухудшением остроты зрения. Второе название болезни – врожденная глаукома. Отсутствие терапии приводят к полной слепоте, которая плохо поддается хирургической коррекции.

Источник: https://womanadvice.ru/kohlearnaya-implantaciya-chto-eto-takoe-komu-i-kak-provodyat-operaciyu

В чем разница между слуховыми аппаратами и кохлеарными имплантами

Кохлеарная имплантация – что это такое у детей?

Слуховые аппараты усиливают мощность поступающих в них звуков, делают их громче.

Но звук слуховых аппаратов можно увеличить только до определенного предела, и для людей с более сильной потерей слуха они могут оказаться неэффективными.

Кроме этого, есть повреждения внутреннего уха, при которых даже самые громкие звуки не смогут преобразоваться в электрические сигналы, которые смог бы распознать мозг.

Тогда на помощь может прийти кохлеарный имплант. Чтобы определить, что лучше для человека с тугоухостью – слуховой аппарат или имплант, нужно разобраться в  их классификации, принципах работы и основных отличиях. Только слухопротезисты могут поставить диагноз и степень тугоухости, определить и рекомендовать слуховое устройство для конкретного пациента.

Слуховые аппараты

Слуховые аппараты – это небольшие звукоусиливающие электронные приборы, которые располагаются непосредственно в ухе или за ним. С их помощью слабослышащие люди могут лучше слышать, общаться с собеседниками в любой, даже шумной обстановке.

Аппараты состоят из динамика, усиливающего устройства и микрофона. Звуковой сигнал поступает в микрофон аппарата, который перерабатывает его в электрические волны и посылает усилителю. Он увеличивает его мощность и через динамик передает во внутреннее ухо пользователя.

Слуховые аппараты регулируют звуки, которые попадают в ухо через рецепторы слуховой системы – волосковые клетки. Чем лучше состояние этих клеток, тем большее число звуковых импульсов они смогут преобразовать и передать в мозг. Регулировка громкости напрямую зависит от степени повреждения клеток и соответственно, стадии тугоухости.

Виды слуховых аппаратов

Аппараты условно делятся:

Слуховой аппарат заушного типа.

Заушные слуховые аппараты BTE (с ушным вкладышем) – этот тип аппарата располагается за ухом.

К нему подсоединяется вкладыш, который фиксируют в проходе с помощью эластичной трубочки.

Он закрепляет слуховой аппарат и передает в ухо звуковой сигнал.

Заушные аппараты могут дать более мощное усиление и предоставить больше возможностей пользователям, чем другие модели.

Они значительно крупнее, чем другие системы, но могут частично прикрываться прической.

Внутриушные слуховые ITE аппараты – этот аппарат целиком занимает внутреннее слуховое пространство и предназначается для людей с серьезной степенью тугоухости.

ITE аппараты размещают в ушном проходе.

Их производят точно по слепкам слухового канала слабослышащего заказчика, и в зависимости от его аудиограммы. Аппараты представляют одно устройство, практически незаметны и удобны в эксплуатации. Но они имеют и свои особенности: малоэффективны при больших слуховых потерях, сложны в эксплуатации и обслуживании, имеют довольно высокую цену.

Внутриушной слуховой аппарат.

Внутриушные слуховые аппараты подразделяются:

  • раковинные внутриушные аппараты – вставляются в раковину наружного уха целиком и занимают внутренность слухового прохода. Они предназначены для коррекции до 3, 4 стадии неглубокой тугоухости. В комплектацию входит регулятор громкости;
  • аппараты, находящиеся на уровне козелка – помещаются только частично в наружном ухе и слуховом проходе. Корректируют 2, 3 стадию слуховой потери, изготавливают, как  с регулятором усиления звука, так без него.

Внутриканальные слуховые ITC – эти аппараты миниатюрнее по величине, чем внутриушные, их делают без увеличения мощности звука. Внутриканальные аппараты размещают в слуховом канале, извлекают с помощью тоненькой лески. Применяют для коррекции средней и слабой стадии тугоухости.

Невидимые или глубокие внутриканальные аппараты CIC – располагают около барабанной перепонки. Их делают только персонально на заказ, без регулирования громкости. Они очень маленькие, находятся очень глубоко, возле барабанной перепонки. Незаметны при ношении, но слабослышащие с узким ушным каналом или сильной слуховой потерей не смогут их применять.

Показания к применению слуховых аппаратов

Аппараты предназначаются для людей с постоянной потерей слуха – небольшой или умеренной степени, которая возникает в силу возрастных изменений, внешних факторов или, как осложнение болезни. Чаще всего применяются при кондуктивной тугоухости.

Кондуктивная форма тугоухости – это прогрессирующее заболевание, при котором применяется коррекция слуховым аппаратом. Она может быть спровоцирована:

  • скоплением ушной серы или жидкости в канале;
  • осложнением инфекционных болезней (грипп, корь, скарлатина);
  • после перенесенных травм;
  • повседневный постоянный шум (на работе, дома).

Слуховые аппараты не вылечивают заболевание, а помогают лучше слышать. В тяжелой стадии кондуктивной тугоухости, специалисты рекомендуют костные аппараты или кохлеарные импланты.

Слуховые аппараты костной проводимости

Слуховой аппарат костной проводимости

Обычные слуховые аппараты передают звуки традиционным воздушным способом – наружный ушной проход, барабанная перепонка, внутреннее ухо. Костные системы доставляют обработанный звук во внутреннее ухо, без участия наружного уха и среднего. При таком способе, информацию получают сразу оба уха, а не только то, на котором имеется аппарат.

Виды костной проводимости

Существуют два типа костной проводимости: пассивная и активная.

Проводимость пассивного типа получается за счет плотности примыкания аппарата к голове пользователя. Такая технология применяется в гарнитурах, которые используют и люди с нормальным слухом.

Преимущества заключается в том, что ушной проход остается открытым, а значит, звуки слышатся не только из гарнитуры, но и поступают из внешнего мира.

Эти устройства считаются более безопасными, чем обычные наушники, которые полностью перекрывают слуховые проходы.

[attention type=yellow]

Аппараты с активной проводимостью вживляются в кость пациента. При этом достигается идеальная передача звуковых сигналов.

[/attention]

Титановый имплантат устанавливается в височную кость пользователя, и после заживления (примерно три месяца), на нем закрепляется основа – абатмент выступающий над кожей. На него устанавливается процессор, улавливающий звуки и передающий их во внутреннее ухо.

  Аппараты с костной проводимостью могут помочь при кондуктивной тугоухости, когда слуховая потеря вызывается трудностью прохождения звукового сигнала по внешнему и среднему уху.

Кохлеарные импланты

Кохлеарный имплант

Так же, как и слуховые аппараты, кохлеарные импланты служат для помощи людям с потерей слуха, но в отличие от них, не усиливают поступающие звуки, а стимулируют слуховой нерв. Имплантат не восстанавливает слух пользователя, а предлагает понятную для его восприятия обработку сигналов.

Имплантат состоит их двух базовых элементов, один из которых располагается за ухом (как и слуховой аппарат), а другой – хирургическим методом вживляется в подкожный слой заушной зоны. Внутренний элемент включает приемник и активные электроды. Они не содержат никаких внешних выводов, регуляторов звука, элементов питания и требующих периодической замены деталей.

Внешний элемент имеет содержащиеся в корпусе микрофон и речевой процессор. Речевой процессор – это самая важная часть имплантата, представляет собой небольшой мощный компьютер. К внешней части подсоединяется маленький передатчик с антенной, который располагается за ухом над или под волосами. Он притягивается с помощью магнита к подкожному внутреннему элементу.

На внешней части есть настройки громкости, различные программы для звуковой обработки, индикаторы работы и контроля заряда батарей. Кроме этого, к ним можно подключить телевизор, телефон и другие передатчики. Есть имплантаты, в которых регулирующие устройства находятся на выносном пульте.

Внешний элемент улавливает звуковые сигналы с помощью микрофона и переправляет их к электродам, которые находятся в приемном устройстве внутреннего элемента и подсоединяются к улитке. Электроды передают звуки речи в виде слабеньких электрических разрядов напрямую слуховому нерву.

Подкожная часть имплантата используется пожизненно, наружный элемент можно заменять более новыми, современными моделями без повторных операций.

Показания к кохлеарной имплантации

Оперативное вмешательство показано не во всех случаях потери слуха. Имплантация рекомендуется:

  • при нейросенсорной тугоухости;
  • кратковременной потери слуха до 70 дБ;
  • при отсутствии противопоказаний;
  • с сохраненными (хотя бы частично) функциями слухового нерва;
  • со сформировавшимися речевыми навыками.

Кохлеарная имплантация назначается, когда волосковые клетки внутреннего уха получают необратимые повреждения, это часто происходит при нейросенсорной тугоухости.

Такие пользователи испытывают потерю равновесия, у них возникает шум в ушах, постоянные головокружения.

Тугоухость может быть от рождения или возникнуть вследствие полученной травмы, инфекционного заболевания или осложнения болезни.

Умный врач
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: