Префронтальная кора головного мозга – тренировки

Содержание
  1. Накачать мозги. Четыре научно обоснованных способа стать умнее
  2. Много бегаешь, лучше думаешь
  3. Йога для мозгов
  4. Рисование улучшает память
  5. Пища для ума
  6. Что такое Префронтальная кора. Вентромедиальная префронтальная кора головного мозга
  7. Взаимосвязи
  8. Функции
  9. Вентромедиальная префронтальная кора головного мозга
  10. Префронтальная кора
  11. Как можно тренировать префронтальную кору
  12. Дорсолатеральная префронтальная кора
  13. За эмоциональную составляющую морально-этических оценок людей отвечает определённый участок коры головного мозга
  14. Влияние медитации на префронтальную кору головного мозга: исследования и факты
  15. Влияние медитации на мозг как объект изучения
  16. Префронтальная кора головного мозга и ее функции
  17. Масштабное исследование нейрофизиологов из США
  18. Стабилизация психики при помощи практик
  19. Значение полученных открытий
  20. Список литературы:
  21. Измените мозг – изменится и жизнь!
  22. Инсульт в левой фронтальной доле

Накачать мозги. Четыре научно обоснованных способа стать умнее

Префронтальная кора головного мозга – тренировки

2020-02-16T08:00

2020-02-16T08:07

https://ria.ru/20200216/1564798980.html

Накачать мозги. Четыре научно обоснованных способа стать умнее

https://cdn21.img.ria.ru/images/152451/99/1524519902_0:3:1036:586_1036x0_80_0_0_e6c3e0afd9dc3a5c44ef47eea39485d7.jpg

РИА Новости

https://cdn22.img.ria.ru/i/export/ria/logo.png

РИА Новости

https://cdn22.img.ria.ru/i/export/ria/logo.png

МОСКВА, 16 фев — РИА Новости, Альфия Еникеева. Аэробика укрепляет память и улучшает когнитивные функции в любом возрасте, заявили на днях исследователи из Колумбийского университета (США). И чем старше человек, тем полезнее спорт для мозга.

Ранее ученые уже показывали, что нейрогенезу — увеличению количества нейронов и улучшению работы синапсов — способствуют не только физические упражнения. Среди потенциально полезного — йога и даже правильно подобранные продукты питания.

Как еще можно улучшить работу мозга — в материале РИА Новости.

Много бегаешь, лучше думаешь

Эксперименты на лабораторных животных еще несколько лет назад показали, что регулярные физические нагрузки улучшают умственные способности. Так, у крыс, которых в течение семи недель заставляли ежедневно заниматься бегом, увеличилось число нейронов гиппокампа — области мозга, отвечающей в том числе за обучение и память.

Причем длина дистанций, пробегаемых грызунами, прямо коррелировала с количеством новых нервных клеток в их мозге. А вот упражнения с утяжелением хоть и способствовали увеличению мышечной массы зверей, такого эффекта на гиппокамп не оказывали.

Согласно данным американских и ливанских ученых (они тоже заставляли мышей бегать), во время тренировок в организме животных выделяется больше нейротрофического фактора мозга BDNF. Этот белок отвечает за нейрогенез и играет важную роль в процессах формирования долговременной памяти. Именно он, вероятно, способствует появлению новых нейронов в мозге животных.

[attention type=yellow]

Косвенные данные указывают на то, что физические нагрузки повышают пластичность и человеческого мозга — способность его клеток менять связи с другими нейронами и запоминать новую информацию.

[/attention]

Кроме того, занятия аэробикой делают гиппокамп более эластичным — в нем улучшается кровоснабжение и практически не бывает воспалительных процессов, что благотворно сказывается на умственных способностях.Проверка памяти, концентрации внимания и целеполагания у 132 добровольцев, проведенная учеными Колумбийского университета, это подтвердила.

После полугода регулярных тренировок у всех участников эксперимента наблюдались когнитивные улучшения. Причем, чем старше были волонтеры, тем больший эффект спорт оказывал на состояние их мозга.Впрочем, с физическими занятиями не стоит перебарщивать, предупреждают французские нейробиологи. Многочасовые изнурительные тренировки, наоборот, негативно сказываются на функциях мозга и заставляют людей принимать необдуманные решения.

Йога для мозгов

Согласно работе американских ученых, йога влияет на мозг аналогичным образом — усиливает его структуры, связанные с памятью и управлением эмоциями. Результаты 11 исследований показали, что при занятиях медитацией и специальными дыхательными упражнениями увеличивается объем гиппокампа.

Кроме того, у людей, регулярно практикующих йогу, по сравнению с остальными более развиты префронтальная и поясная кора головного мозга, а также миндалевидное тело. Эти области связаны с планированием и принятием решений, вниманием, памятью, обучением и эмоциональной регуляцией.

Изучение мозга 42 пожилых женщин, часть из которых в течение 15 лет регулярно занималась йогой, подтвердило: у сторонников этих практик увеличена толщина левой префронтальной коры. Причем по сравнению с теми, кто никогда не медитировал и не выполнял дыхательных упражнений, разница была значительная.

По мнению авторов исследования, благодаря этому у любителей восточных практик больше шансов сохранить ясный ум в преклонном возрасте.Кроме того, занятия медитацией помогают остановить деградацию серого вещества и уменьшение количества нервных связей у людей, страдающих от постоянных болей.

У йогов со стажем фиксируется также значительное увеличение количества нейронов в области островковой коры — области мозга, играющей важную роль в толерантности к болевым ощущениям.

Рисование улучшает память

В 2014 году британские и бельгийские исследователи обнаружили, что у профессиональных художников повышено количество нейронов в областях мозга, отвечающих за мелкую моторику и визуализацию образов. Ученые предположили, что эта особенность может быть врожденной, хотя и не исключали воздействия внешних факторов, в том числе воспитания и регулярных занятий рисованием.

По мнению немецких нейробиологов, именно постоянная художественная практика приводит к увеличению числа нервных клеток и улучшает нейронные связи. Они попросили 28 добровольцев, чей средний возраст около 64 лет, пройти десятидневные курсы рисования или посетить несколько картинных галерей. Перед экспериментом и сразу после него всем волонтерам провели МРТ-сканирование.

Оказалось, что у участников из первой группы увеличилась функциональная плотность нейронных связей в префронтальной и теменной коре — областях, связанных с принятием решений и планированием сложного когнитивного поведения. Иными словами, нервные клетки в этих зонах мозга стали лучше взаимодействовать друг с другом.

По данным ученых из Дрексельского университета (США), рисование улучшает кровоток в мозге и активирует в префронтальной коре центр удовольствия. Причем совершенно неважно, что и насколько профессионально изображает человек. Кроме того, рисование может значительно улучшить память.

По крайней мере, студенты, чертившие во время экспериментов геометрические фигуры и незамысловатые узоры (им в это время читали лекции), демонстрировали лучшее запоминание рассказанного материала.

Пища для ума

Согласно сразу нескольким исследованиям, на работу мозга могут влиять продукты, содержащие природные антиоксиданты флаваноиды. Прежде всего речь идет о кофе и горьком шоколаде. Так, в эксперименте австралийских ученых участники, которые ели шоколад хотя бы раз в неделю, легче справлялись с различными заданиями на память и внимание. В случае с кофе флаваноиды защищают мозг от преждевременного старения и скопления в его структурах белков, которые могут привести к болезни Альцгеймера. А кофеин, в свою очередь, улучшает память.

Источник: https://ria.ru/20200216/1564798980.html

Что такое Префронтальная кора. Вентромедиальная префронтальная кора головного мозга

Префронтальная кора головного мозга – тренировки

Анатомически префронтальная кора располагается в лобных долях больших полушарий. Область включает в себя 3 зоны:

  • заднебоковую;
  • срединную;
  • орбитофронтальную.

Взаимосвязи

Она имеет наибольшее количество связей с другими отделами головного мозга. Особо много связей лобный участок имеет с промежуточным мозгом: таламусом, гипоталамусом. Также передняя кора сообщается со структурами ствола и другими участками коры: с затылочной, теменной и височной.

Задняя область коры преимущественно связана с зонами, отвечающими за внимание, мыслительные процессы и двигательные акты. Внутренняя сторона префронтальной коры сообщается с лимбической системой, которая отвечает за низшие и высшие эмоции человека.

Передняя кора имеет сообщения со стволовыми строениями головного мозга. Больше всего – с ретикулярной формацией (структура, отвечающая за энергетический баланс и активацию коры). Поэтому префронтальная область зависит от состояния ствола, регулирующего активацию и торможение коры мозга.

Функции

Префронтальная кора головного мозга отвечает за высшие когнитивные функции человека. Эта область мозга относится к третьему функциональному блоку по Лурии, и носит название «программирование, регуляция и контроль». Кора ответственна за течение сознательной жизни человека, за протекание психических процессов.

В ней происходит формирование моделей поведения, адаптация к ситуации и подбор к ней поведенческих паттернов. К примеру, человек в течение жизни обретает опыт – модели поведения в определенной ситуации.

Если он попал в незнакомую обстановку или обстоятельства, префронтальная кора начинает «искать» прежние паттерны, подходящие для ситуации, или формирует совершенно новые, которые подойдут для незнакомых условий.

Специфические функции:

  1. Эмпатия – сложная эмоция, доступная лишь человеку. Эмпатия формируется за счет комплекса поступающих извне сигналов от другого человека. В этот комплекс входит: мимика, жесты, тон голоса, скорость, обстоятельства. Префронтальная кора синтезирует эту информацию в единый образ и формирует эмпатию к другому человеку.
  2. Контроль эмоций и уравновешенность. Эмоции порождаются подкорковыми структурами в промежуточном мозге. Префронтальная кора позволяет осмыслять эти эмоции и контролировать аффект – то, чего не могут животные. Эта область выступает фильтром и регулятором чувств.
  3. Реакция на стимул: промежуток между действием раздражителя и ответом на него – латентный период, во время которого информация об источнике «осмысливается».
  4. Самосознание и возможность осознавать предыдущий и настоящий опыт. Планирование будущего, постановка целей и формирование мотивации. Кроме того, префронтальная кора не просто сохраняет опыт, но и связывает различные звена между прошлым, настоящим и будущим. Здесь хранится автобиография о самом себе.
  5. Интуиция – возможность проникать в сущность ситуации посредством инсайта (внезапное озарение). Интуиция имеет физиологическое обоснование, так как это – предыдущий опыт, хранящийся в подкорке. А за счет крупных связей между префронтальной корой и подкорковыми структурами интуиция может реализовываться как часть планирования поведения или целей.
  6. Мораль. Дэниел Сигел, профессор психиатрии в медицинской школе Лос-Анджелеса говорит, что за вопросы, связанные с нравственностью и моральными ценностями отвечает префронтальная кора.
  7. Волевой контроль за поведением.
  8. Прогноз будущих событий и последствий своих деяний.

В префронтальной коре располагается 9, 10, 11, 12, 46 и 47 поле по Бродману.

9 поле отвечает за:

  • Кратковременную память и оценку давности событий, то есть человек может чувственно представить и составить мыслительный образ того, насколько давно это было. К примеру, мы можем представить временную разницу между вчерашними событиями и событиями десятилетней давности.
  • Слуховое восприятие слов.
  • Идентификацию других людей, определение их намерений и прогноз поведения.
  • Пространственное мышление. Когда в уме мы представляем многомерные фигуры, активизируется 9 поле.

10 поле отвечает за:

  1. Принятие решений и планирование поведения.
  2. Установление логической цепочки событий, между теориями, гипотезами и предположениями.
  3. Оперативную память. Это явление можно сравнить с оперативной памятью компьютера, отвечающая за выполнение нескольких задач одновременно и параллельное хранение информации о них.

11 поле ответственно за осмысления обоняния, придание ему смысла. Эта зона позволяет, учуяв определенный запах, вспомнить событие из жизни. Благодаря 11 полю с запахами ассоциируются эмоции.

12 поле помогает лобной коре контролировать подкорковые структуры.

46 и 47 поля ответственны за сочетание одновременного поворота глаз и головы в сторону, за пение и модуляцию движений речевого аппарата, что позволяет четко произносить речевые звуки.

Источник: https://GolovaNeBoli.ru/nevralgiya/prefrontalnaya-kora-golovnogo-mozga-trenirovki.html

Вентромедиальная префронтальная кора головного мозга

Префронтальная кора головного мозга – тренировки

29.05.2018

Префронтальная кора – это та часть мозга, которая делает человека человеком в психологическом и социальном смысле. Высшие сложные поведенческие функции и способность к мышлению обеспечивается именно этим участком больших полушарий. Можно сказать, что человек может думать благодаря префронтальной коре.

Префронтальная кора

Анатомически префронтальная кора располагается в лобных долях больших полушарий. Область включает в себя 3 зоны:

  • заднебоковую;
  • срединную;
  • орбитофронтальную.

Как можно тренировать префронтальную кору

Тренировка префронтальной коры заключается в чтении, счете и письме. Существует методика, пункты которой необходимо выполнять каждый день. В среднем выполнение всего алгоритма не занимает больше 5 минут в день:

  • Вспоминание вчерашних событий. Для этого в течение нескольких минут нужно вспоминать вчерашнюю деятельность: с кем был разговор, как собеседник был одет, какая погода была, что читали и какие слова произносили. В общем, задача состоит в том, чтобы вспомнить как можно больше за вчерашний день.
  • Чтение вслух. Читать можно любую небольшую простую статью, которая попадется на глаза. Суть: после прочтения колонки нужно записать время, потраченное на чтение, после чего нужно осмыслить информацию и пересказать себе вслух. Уже через месяц ежедневной тренировки свойства памяти улучшаются до 20%.
  • Написание слов. Писать нужно не на клавиатуре, а ручкой. На бумаге можно записывать свои мысли, прочтенную статью или расписывать планы на последующую неделю.

Префронтальная кора естественным образом атрофируется по мере старения человека. С этим фактом связывают старческую деменцию или слабоумие, могущее перейти в болезнь Альцгеймера. Медицинский факт: люди, чей образ жизни связан с интеллектуальным занятием, менее подвергаются инволюционным изменениям коры головного мозга.

По мере атрофии ухудшается память. Человеку труднее вспомнить события из жизни, понижается скорость мышления, замедляется закрепление ассоциаций.

Также данная кора выполняет функцию забывания. Это естественный процесс освобождения гиппокампа от «мусора» – один из защитных механизмов человеческой психики.

Дорсолатеральная префронтальная кора

Этот участок, дорсолатеральная префронтальная кора, или заднелатеральная область, является органическим субстратом оперативной или кратковременной памяти. В исследовании 1936 года показано, что у высших приматов, у которых эта часть мозга подверглась разрушению, ухудшилась кратковременное запоминание.

Дорсолатеральная зона учавствует в формировании произвольного внимания (способность к концентрации, устойчивости и переключаемости). Здесь происходит фильтрация неактуальных мыслей и ощущений.

Всем знакомо понятие, когда пытаешься сконцентрироваться на одной вещи, а в голову «лезут» не те мысли – это недоскональность работы дорсолатеральной области.

Однако при активизации этого участка человек сохраняет способность работать над одной идеей или мыслью в течение долгого времени, не отвлекаясь на посторонние раздражители.

Данный участок формирует у человека чувство справедливости. Этот участок дал возможность человеческому виду сформировать понятие о справедливости, чувстве вины и обвинении других людей, о назначении приговора за содействие в неправоверных действиях.

Источник:

За эмоциональную составляющую морально-этических оценок людей отвечает определённый участок коры головного мозга

Американские психологи обнаружили, что пациенты с двусторонними повреждениями вентромедиальной префронтальной коры головного мозга при решении сложных моральных дилемм руководствуются только рассудком, тогда как у здоровых людей важную роль при этом играют эмоции.

В воображаемых ситуациях исследованные пациенты не видят разницы между убийством, совершаемым заочно (например, путём нажатия кнопки), и собственноручным, тогда как здоровым людям разница представляется огромной.

Прекрасно различая добро и зло на сознательном уровне, такие пациенты не способны к сопереживанию и никогда не испытывают чувства вины.

[attention type=red]

Эрик Кандел (Eric Richard Kandel), американский психиатр, нейробиолог и профессор биохимии (Колумбийский Университет, Нью-Йорк, США), получивший в 2000 году Нобелевскую премию за исследования молекулярных механизмов памяти, в юности увлекался психоанализом и стал нейробиологом в надежде выяснить, в каких отделах мозга локализуются фрейдовские «эго», «суперэго» и «ид». Впрочем, тогда ему это не удалось, однако сегодня нейробиологи вплотную подошли к выявлению биологических основ самых сложных аспектов человеческой психики.

[/attention]

Статья американских психологов и нейробиологов, опубликованная в последнем номере журнала Nature (Michael Koenigs, Liane Young, Ralph Adolphs, Daniel Tranel, Fiery Cushman, Marc Hauser, Antonio Damasio. Damage to the Prefrontal Cortex Increases Utilitarian Moral Judgements // Nature.

Advance online publication 21 March 2007.), сообщает о важном успехе в деле изучения материальной природы морали и нравственности, то есть того аспекта психики, который Зигмунд Фрейд называл «суперэго» (сверх-я).

Фрейд считал, что суперэго функционирует в значительной мере бессознательно и, как выясняется, был совершенно прав.

Традиционно считалось, что мораль и нравственность проистекают из здравого осознания принятых в обществе норм поведения, из выученных в детстве понятий о добре и зле.

Однако в последние годы получен ряд фактов, свидетельствующих о том, что моральные оценки имеют не только рациональную, но и эмоциональную природу.

Например, различные нарушения в эмоциональной сфере часто сопровождаются изменениями представлений о морали; при решении задач, связанных с моральными оценками, возбуждаются отделы мозга, отвечающие за эмоции; наконец, поведенческие эксперименты показывают, что отношение людей к различным моральным дилеммам сильно зависит от эмоционального состояния. Впрочем, до сих пор никому не удавалось экспериментально показать, что какая-то область мозга, специализирующаяся на эмоциях, действительно необходима для формирования «нормальных» суждений о морали.

Авторы статьи исследовали шестерых пациентов, которые в зрелом возрасте получили двусторонние повреждения вентромедиальной префронтальной коры головного мозга (ВМПК).

Известно, что этот отдел мозга осуществляет эмоциональную оценку поступающей в мозг сенсорной информации, особенно той, что имеет «социальную» окраску.

ВМПК также регулирует эмоциональные реакции организма (например, учащение пульса при виде фотографии, изображающей чьи-то страдания).

[attention type=green]

Пациенты были тщательно обследованы квалифицированными психологами и невропатологами, причём обследование проводилось «вслепую»: врачи не знали, какие научные идеи будут проверяться на основе их заключений.

[/attention]

Оказалось, что у всех шестерых сохранён нормальный уровень интеллекта (IQ от 80 до 143), память и эмоциональный фон (то есть не выявлено каких-либо патологических колебаний настроения). Однако у них оказалась резко понижена способность к сочувствию.

Например, они почти не реагировали (на физиологическом уровне) на «эмоционально нагруженные» картинки, изображающие различные катастрофы, покалеченных людей и так далее. Более того, все шесть пациентов, как выяснилось, практически не способны чувствовать смущение, стыд и чувство вины.

При этом на сознательном уровне они отлично понимают, что хорошо, а что плохо, то есть принятые общественные и моральные нормы поведения им хорошо известны.

Затем испытуемым предлагали вынести своё суждение по поводу различных воображаемых ситуаций. Ситуаций было всего 50, и они делились на три группы: «внеморальные», «моральные безличные» и «моральные личные».

Ситуации из первой группы не требуют разрешения каких-либо конфликтов между разумом и эмоциями. Вот пример такой ситуации: «Вы купили в магазине несколько горшков с цветами, но в багажник вашей машины они все не помещаются. Совершите ли вы два рейса, чтобы не испачкать дорогую обивку заднего сиденья?»

Ситуации из второй группы затрагивают мораль и эмоции, но не вызывают сильного внутреннего конфликта между утилитарными соображениями (как добиться максимального «совокупного блага») и эмоциональными ограничениями или запретами. Пример: «Вы дежурите в больнице.

Из-за аварии в вентиляционную систему попал ядовитый газ. Если вы ничего не предпримете, газ попадёт в палату с тремя пациентами и убьет их. Единственный способ их спасти — это повернуть особый рычаг, который направит ядовитый газ в палату, где лежит только один пациент.

Он погибнет, зато те трое будут спасены. Повернете ли вы рычаг?»

Источник: https://mozgi-doc.ru/terminy/ventromedialnaya-prefrontalnaya-kora-golovnogo-mozga.html

Влияние медитации на префронтальную кору головного мозга: исследования и факты

Префронтальная кора головного мозга – тренировки

Медитация — древняя практика, которая еще недавно использовалась лишь людьми узкого религиозного круга (монахами, духовными учителями). Сейчас же она стала общедоступным способом стабилизации психического состояния.

Но может ли она повлиять на строение областей головного мозга — так, чтобы это можно было подтвердить при помощи современных методов анализа и диагностики? Ученые из Массачусетса предположили, что да. Дальнейшие исследования подтвердили эту смелую гипотезу.

Медитация не только снимает стресс и помогает забыть о проблемах. Она еще и способствует утолщению префронтальной коры головного мозга.

Влияние медитации на мозг как объект изучения

Интерес многих психологов и нейрофизиологов сейчас сконцентрирован на тех возможностях улучшения функционирования мозга, что раскрывает перед человеком практика медитации. Систематическая практика медитации, если быть точнее — те позитивные эффекты, о которых идет речь в научно-исследовательских статьях, отмечаются лишь у медитаторов со стажем.

В частности, особое внимание уделяется воздействию медитации на префронтальный участок коры головного мозга, отвечающий за ряд функций.

Префронтальная кора головного мозга и ее функции

Префронтальная кора головного мозга — это совершенно особая область, представляющая собой одно из главных преимуществ представителей вида Homo Sapiens. С ее помощью реализуется ряд разнообразных функций.

Это способность к решению сложных задач, самоконтроль, умение правильно интерпретировать собственные эмоциональные состояния и доносить информацию о них другим людям.

Префронтальная кора обеспечивает людям наличие таких эволюционных преимуществ, как устойчивость внимания, способность к построению сложных планов на будущее, умение делать комплексные выводы относительно своего поведения в прошлом и корректировать в соответствии с ними свое поведение.

Префронтальную кору можно назвать «управленцем» среди других областей головного мозга. Именно она позволяет планировать собственную деятельность, в течение длительного времени поддерживать нацеленность на результат. Конечно, подобное свойственно и представителям животного царства.

Например, хищник способен долго преследовать свою жертву. Но что касается человека, его поведение является комплексным. Достижение цели происходит посредством осознанных действий, систематического планирования.

Если у животного целенаправленное поведение служит удовлетворению сиюминутных потребностей, то у человека оно позволяет значительным образом преобразовывать реальность.

Поэтому важность данного участка мозга нельзя переоценить.

Масштабное исследование нейрофизиологов из США

Одно из наиболее интересных исследований было проведено учеными из Массачусетса [1]. Ученые предположили, что мозговые центры у опытных медитаторов гораздо более централизованы за счет обилия функциональных нейронных связей. Впоследствии эти данные были подтверждены экспериментально.

В исследовании приняло участие 47 человек. 16 из них практиковали йогу, 16 — медитацию. 15 человек составляли контрольную группу. Практикующие йогу, главным образом, обучались Крипала-йоге. Их общий опыт практики был внушительным, и составлял 9950 часов йоги.

Медитирующие практиковали Випассану. Каждый из участников имел за плечами в среднем 7458 часов медитативного опыта.

[attention type=yellow]

Что касается контрольной группы, то ее представители никогда не занимались йогой или медитацией, или же практиковали ее всего несколько раз в жизни, из любительского интереса.

[/attention]

Ученые тщательно обследовали мозг каждого из участников. Данные о физиологических особенностях мозга испытуемых собирались при помощи МРТ-сканера. Полученная информация обрабатывалась при помощи статистического анализа.

Результаты исследования были поразительными. Особое внимание ученых привлекла префронтальная кора. Оказалось, что по своим размерам она была больше у испытуемых, которые самоотверженно тратили десятки часов на медитацию. Отличие от участников с нулевым опытом духовных практик было налицо.

Исследователи считают, что в данном случае уместна аналогия с работой по наращиванию мышцы — чем дольше происходит тренировка, тем больше преобразуется наш мозг. Причем эти трансформации имеют под собой вполне конкретный физиологический субстрат.

Точно так же, как мышца в процессе тренировки становится больше и сильнее, мозг растет в процессе медитативной практики.

Стабилизация психики при помощи практик

В работах Н. Н. Иовлевой [3] подчеркивается, медитация также является эффективным способом достичь психоэмоциональной стабильности.

Регулярная практика способствует развитию высших психических качеств, которые у человека непосредственно связаны с осознанной деятельностью.

Медитация уже давно вышла за рамки культурно-религиозной практики и нашла широкое применение в области психотерапии.

[attention type=red]

Положительный эффект от практик наблюдается уже после нескольких недель регулярных упражнений, направленных на стабилизацию психики и релаксацию.

[/attention]

Положительные преобразования касаются не только субъективного улучшения внимания, памяти, волевого контроля.

Изменяется биоэлектрическая активность мозга, нормализуется биохимический баланс — в частности, стабилизируется уровень гормонов ацетилхолина и кортизола [2].

Также существуют исследования, подтверждающие эффективность медитативных упражнений для детей, страдающих от СДВГ [3]. Данный эффект достигается при помощи расслабления, нормализации вегетативного баланса.

Важно понимать, что состояние медитации отличается от привычных нам сна, бодрствования или расслабления. Чаще всего практикующие соотносят его с состоянием счастья, эмоциональной полноты.

Нельзя сбрасывать со счетов и тот факт, что нередко в процессе медитации могут возникать состояния, носящие экстатическую окраску.

Поэтому серьезные медитативные практики безопаснее проводить под наставничеством опытного тренера или учителя.

Значение полученных открытий

Теперь исследователям известно достоверно, что медитация — это не просто один из пластов культурного-религиозного наследия человечества. Медитативная практика трансформирует префронтальную кору кардинальным образом.

Мозг опытного медитатора и новичка (или же того человека, который в принципе не занимался никакой практикой) отличается на физиологическом уровне.

Медитация способна в прямом смысле этого слова изменить мозг — а значит, и человеческую жизнь.

Список литературы:

  • 1. Greater widespread functional connectivity of the caudate in older adults who practice kripalu yoga and vipassana meditation than in controls. https://www.frontiersin.org/articles/10.3389/fnhum.2015.00137/full
  • 2. S. W. Lazar, C. A. Kerr, R. H. Wasserman, J. R. Craig, D. N. Greve, M. T. Treadway, M. McGarvey, B. T. Quinn, J. A. Dusek, H. Benson, S. L. Rauch, C. I. Moore, and B. Fischi, ‘Meditation Experience is Associated with Increased Cortical Thickness’, Neuroreport, 2005, 16(17), 1893-1897.
  • 3. Иовлева Н. Н. Нейрофизиологические исследования активности головного мозга во время медитации — проблемы и перспективы. //Буддизм Ваджраяны в России: от контактов к взаимодействию. // — М.: Алмазный путь. — С. 162-170

Ольга Чепурко, писатель

Редактор: Чекардина Елизавета Юрьевна

Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором и нажмите Ctrl + EnterНе понравилась статья? Напиши нам, почему, и мы постараемся сделать наши материалы лучше!

Источник: https://PsychoSearch.ru/method/physcult/joga/737-meditation-and-prefrontal-cortex

Измените мозг – изменится и жизнь!

Префронтальная кора головного мозга – тренировки

устойчивость внимания;

настойчивость;

оценки;

управление импульсами;

организованность;

самоконтроль;

решение задач;

критическое мышление;

способность планировать на будущее, прогнозировать;

делать выводы, учиться на опыте;

способность ощущать и выражать эмоции;

взаимодействие с лимбической системой;

эмпатия.

Инсульт в левой фронтальной доле

Трехмерное изображение поверхности, вид сбоку.

Трехмерное изображение, нижняя поверхность.

Обратите внимание на обширную «дыру» активности мозга, расположенную в левой фронтальной доле.

При сканировании ПК такими методами, как, например, SPECT, ученые часто проводят два исследования: одно — на мозге в состоянии покоя и другое — во время упражнения на концентрацию. Оценивая функцию мозга, им важно видеть картину активного мозга.

Когда нормальному мозгу предлагают задание, требующее концентрации, — математическую задачу или сортировку карточек — активность ПК возрастает.

При некоторых мозговых нарушениях, таких, как шизофрения или синдром дефицита внимания, при необходимости решить интеллектуальную задачу активность ПК снижается.

Источник: https://bookap.info/psyhofizio/amen_izmenite_mozg_izmenitsya_i_zhizn/gl22.shtm

Умный врач
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: